Как прокачать тормоза на ВАЗ 2106
- провалы педали тормоза;
- падение уровня жидкости в бачке ниже минимальной отметки;
- вялая работа тормозов;
- утечка жидкости,
прокачка тормозов неизбежна.
Также не стоит забывать о том, что жидкость не вечная и имеет свой ресурс. Завод рекомендовал менять ее полностью раз в два года, что связано с высокой гигроскопичностью состава. И еще. Перед тем как прокачать тормоза на ВАЗ 2106, в обязательном порядке нужно устранить причину разгерметизации системы. Причин может быть много и это совершенно особый разговор. Для прокачки тормозов нам понадобится:
- фирменная тормозная жидкость ГТЖ-2 Нева;
- обратный клапан топливной системы от ВАЗ 2108 (его индекс 2108-11560010-02);
- две трубки соответствующего диаметра;
- емкость для прокачки;
- ключ для откручивания штуцера.
Рекомендации по выполнению работ
Процедура прокачки тормозов, как правило, сопряжена с обследованием тормозных колодок, дисков и шлангов. Тормозные колодки должны иметь необходимый минимальный запас, а на шлангах не допускается присутствие микротрещин. В задних барабанах необходимо соблюдать регулировку тормозных колодок (для эффективного процесса торможения).
Правильно прокачанная гидравлическая система дает равномерные усилия на каждую сторону автомобиля при его торможении. Если машина стремится изменить траекторию, то это свидетельствует о наличии воздуха в одной из сторон.
Стремление вправо означает наличие воздуха в механизмах тормозов слева (и наоборот). Чем меньше затормаживающие силы с одной стороны, тем большие силы стремятся повернуть авто в другую сторону. Список необходимых для работы инструментов:
- колесный ключ и домкрат;
- ключ на 8 для штуцера;
- резиновая трубка и банка;
- ветошь, жидкость WD, плоскогубцы.
/> 1. Диск тормозного механизма. 2. Тормозная колодка переднего тормоза. 3. Уплотнительное кольцо поршня. 4. Поршень колесного цилиндра. 5. Колесный цилиндр переднего тормоза. 6. Тормозной шланг контура привода передних тормозов. 7. Палец крепления тормозных колодок. 8. Ограничительный винт хода поршня. 9. Уплотнительное кольцо. 10. Упорная чашка. 11. Поршень привода задних тормозов. 12. Пружина уплотнительного кольца. 13. Втулка. 14. Корпус главного цилиндра. 15. Поршень привода передних тормозов. 16. Уплотнитель. 17. Шток. 18. Вакуумный клапан. 19. Возвратная пружина корпуса клапана. 20. Корпус клапана. 21. Диафрагма. 22. Корпус вакуумного клапана. 23. Крышка корпуса вакуумного усилителя. 24. Буфер штока. 25. Упорная пластина поршня. 26. Поршень. 27. Клапан вакуумного усилителя. 28. Пружина клапана. 29. Возвратная пружина клапана. 30. Воздушный фильтр. 31. Толкатель клапана. 32. Оттяжная пружина педали. 33. Наконечник выключателя стоп-сигнала. 34. Выключатель стоп-сигнала. 35. Пробка корпуса регулятора давления. 36. Поршень регулятора давления. 37. Втулка корпуса. 38. Уплотнитель головки поршня. 39. Тарелка пружины. 40. Пружина поршня. 41. Уплотнительное кольцо поршня регулятора давления. 42. Рычаг привода регулятора давления. 43. Колодка заднего тормоза. 44. Стяжная пружина колодок. 45. Поршень колесного цилиндра заднего тормоза. 46. Распорная пружина поршней. 47. Уплотнители поршней колесного цилиндра. 48. Педаль тормоза. 49. А. Вакуумная полость. 50. В. Канал, соединяющий вакуумную полость с внутренней полостью клапана. 51. С. Канал, соединяющий внутреннюю полость клапана с атмосферной полостью. 52. D. Атмосферная полость. 53. К. Шланг. соединяющий вакуумный усилитель с впускной трубой двигателя. 54. I. Педаль не нажата. 55. II. Торможение. 56. III. Нажатие на педаль приостановлено. 57. IV. Растормаживание.
Самостоятельная прокачка на примере ВАЗ-2110
На Ладе «Десятке» все делается так же, как и на моделях ВАЗ 2108-21099, поскольку конструкция тормозной системы – одинакова. Поэтому рассмотрим, как прокачать тормоза на моделях 2110-2112 самому, без помощников.
Для этого понадобиться использование одного дополнительных элементов – аэратора, который можно купить или сделать и резинового шланга с наконечниками с обеих сторон для подсоединения к ниппелю.
Самодельный аэратор – это крышка от тормозного бачка «классики» (без встроенного датчика), в которую установлен ниппель от бескамерного колеса.
Суть самостоятельно прокачки очень проста и делается она так:
- Авто обездвиживается. На штуцер тормозного механизма, который прокачивается, надевается шланг для прокачки;
- Аэратор накручивается на тормозной бачок, и к нему подсоединяется один конец шланга. Второй же надевается на ниппель накачанного автомобильного колеса (к примеру, запаски);
- Отворачиваем штуцер на пол-оборота. При этом давление воздуха из запаски начнет выдавливать жидкость. Остается лишь проследить, когда по трубке пойдет жидкость без воздушных пузырьков, и затягиваем штуцер;
Таким образом прокачиваются все механизмы. Давления воздуха одного колеса достаточно чтобы полностью прокачать систему;
Но в этом есть один нюанс – давление, подаваемое в бачок должно быть не очень высоким (не более 1 атм). Иначе существует вероятность срыва крышки или повреждения бачка.
Прокачка тормозов описанными способами применима и для более современных моделей ВАЗ – 2114-2115, Приора, Калина. А все потому, что конструкция тормозов у них полностью идентична.
Что необходимо для прокачки тормозной системы
Прокачать тормозную систему самому практически невозможно. Работы выполняются вдвоём. Один человек («слесарь») работает с тормозной системой, откручивает штуцера. Второй («напарник») находится в салоне автомобиля и должен по команде нажимать или отпускать педаль тормоза.
Также нужны такие инструменты:
- накидной ключ на 8/10;
- трубочка из ПВХ или резиновая шлангочка, внутренний диаметр которой соответствует диаметру штуцера;
- емкость для сбора отработанной жидкости.
- Так же необходима тормозная жидкость.
Если на автомобили установлены штуцеры под ключ на 8, их лучше заменить на аналогичные под шестигранник на 10. Последние впоследствии будет проще открутить, не сорвав грани.
Замена тормозного шланга
- Снять переднюю шину с нужной стороны, чтобы был удобный подступ к суппорту.
- Вывернуть с обратной стороны болт, фиксирующий шланг, и достать его с медными шайбами.
- Открутить шланг в участке фиксации к тормозной трубке.
В ходе ремонта шайбы заменяют новыми, так как их используют в виде уплотнителей. А, как известно, при демонтаже старых частей не исключено подтекание тормозной жидкости.
Задний шланг прикрепляется так же, только разница в том, что передний тормозной шланг фиксируется к суппорту болтом, задний – гайкой. Для разъединения трубки и шланга понадобятся ключи. Одним открутить нужно трубку, вторым – удерживать гайку гибкого компонента. Когда трубка немного ослабнет, с помощью плоскогубцев нужно достать стопор. Окончив демонтаж поврежденной запчасти, нужно выполнить установку новой. В конце процесса бачок следует наполнить ТЖ, а затем прокачать систему в ВАЗ-2107.
Зачем и когда требуется прокачка?
Как мы уже говорили, прокачка — это обязательное мероприятие после проведения любых работ, связанные с внесением изменений в тормозную систему машины.
Схема процесса
Рекомендуем вам ознакомиться с видео о прокачке тормозов на ВАЗ 2110, чтобы наглядно посмотреть весь процесс от начала и до конца. Потребность в процедуре такого рода обусловлена тем, что система завоздушивается, лишний воздух не позволяет тормозам среагировать на нажатие педали в нужный момент. При движении на высокой скорости все решают секунды, потому тормоза обязаны работать на все сто процентов.
Плюс есть ряд других причин, при которых прокачка обязательна:
- При нажатии проваливается педаль тормоза ВАЗ 2110, она становится словно ватная;
- Вы внесли коррективы в тормозную систему;
- Обнаружилась утечка тормозной жидкости, образовались трещины в подающем шланге;
- Старая тормозная жидкость имеет низкое качество, потому ее необходимо заменить;
- Выполнялась замена тормозных дисков;
- Повысился уровень воды в тормозной жидкости из-за гигроскопичности состава.
ПОЧЕМУ НЕ ПРОКАЧИВАЮТСЯ ТОРМОЗА
Одной из проблем, с которой сталкиваются многие владельцы ВАЗ 2107, является невозможность прокачки тормозов после ремонта либо замены главного тормозного цилиндра. Казалось бы, установлена новая или отремонтированная деталь, прокачка выполняется правильно, но результат нулевой. Суть проблемы заключается в том, что в большинстве случаев при установке ГТЦ к нему сперва подсоединяют трубки и шланги, затем заливают тормозную жидкость в бачок, а только после этого приступают к прокачке. Однако в самом цилиндре находится воздух, поэтому сначала нужно прокачать именно его, а затем приступать к тормозам.
Чтобы разобраться с проблемой, не нужно затягивать штуцеры на трубках — их достаточно подтянуть. После этого заливают тормозную жидкость в бачок и отпускают штуцеры на несколько оборотов для того, чтобы из них пошла жидкость с воздухом. Как вариант, для ускорения процесса можно вытереть горлышко на бачке и дунуть в него для создания давления. После того как жидкость пойдёт без воздуха, штуцеры зажимают и приступают к стандартной процедуре прокачки тормозов.
Чтобы прокачать ГТЦ, откручивают штуцеры на трубках
Кроме этого, проблема с прокачкой может возникать при установке бракованного цилиндра либо при неправильном ремонте детали. Если попалось проблемное изделие, происходит перепускание жидкости, которая попросту поступает из бачка в цилиндр и обратно, т. е. дальше ГТЦ она не проходит. В этом случае деталь подлежит замене. Если же цилиндр подвергался ремонту, потребуется провести повторную процедуру, поскольку, скорее всего, при сборке была допущена ошибка.
Чтобы тормозная система «семёрки» работала исправно, периодически нужно проводить осмотр её элементов, контролировать уровень тормозной жидкости в расширительном бачке, а в случае его уменьшения выявлять причину, которая к этому привела. Поскольку многие проблемы с системой гидропривода тормозов требуют прокачки, нужно знать, что и в какой последовательности следует делать — в этом процессе нет ничего сложного.
Тормозная система автомобиля
В состав тормозной системы автомобилей ВАЗ (классика) входят следующие компоненты:
- Трубопроводы.
- Датчик жидкости торможения.
- Тормозные цилиндры.
- Педальная система.
- Вакуумный усилитель.
- Задние и передние дисковые тормоза.
Тормозная педаль и педаль сцепления расположены на одной оси. У тормозной педали есть возвратный механизм. Здесь же имеется выключатель для сигналов, свидетельствующих о процессе торможения. Что касается вакуумного усилителя, то он предназначен для снижения усилий на тормозной педали. Это возможно благодаря разряжению впускного трубопровода.
Главный тормозной цилиндр крепится к усилителю. На нем зафиксированы трубки от двух контуров. Двигательный отсек имеет специальный бачок, в котором содержится тормозная жидкость. Посредством специальных шлангов она идет к цилиндру. На крышке бачка расположен датчик уровня тормозной жидкости. Тормозной механизм передней оси дисковый и включает в себя цилиндры, суппорта, тормозные диски и колодки.
контроль тормозной системы, периодичность
Тормозная система, как и любые другие автомобильные системы, требует систематической проверки и обслуживания. Помимо контроля состояния тормозных дисков и колодок, нужно систематически удалять пузырьки воздуха, которые появляются в тормозной жидкости. Чтобы удалить воздух, нужна прокачка системы.
Порядок прокачки тормозов ВАЗ 2107
Рекомендуемая заводом-изготовителем прокачка тормозов ВАЗ 2107 требует постоянного контроля и доведения уровня жидкости в тормозном бачке до максимальной отметки.
В течение всего процесса прокачки тормозной системы бачок не должен стать пустым, так как это приведет к попаданию воздуха в систему.
Прокачку контуров необходимо начать с рабочих тормозных цилиндров находящихся наиболее удаленно от главного цилиндра.
К примеру, для переднего и заднего контуров самыми дальними будут правые (по ходу) тормозные цилиндры. При прокачке контуров гидравлики очередность не имеет никакого значения.
Очередность прокачки тормозов:
- Правое заднее.
- Левое заднее.
- Правое переднее.
- Левое переднее.
Снимаем правое переднее колесо, чем обеспечивается легкий доступ к штуцеру прокачки тормозов. Очистить штуцерок от загрязнения и удалить с него резиновый пыльник-колпачок.
Один конец резиновой или ПВХ трубки надеть на штуцер, а другой конец опустить в небольшую емкость, предварительно налив в нее немного тормозной жидкости — это позволит контролировать выход воздуха из системы в виде пузырьков. С помощью помощника произвести несколько (3-5) резких «качков» педалью тормоза и зафиксировать ее нажав до упора.
Открутить штуцерок прокачки необходимо приблизительно на пол оборота, используя подходящий по размеру ключ 8 мм или 10 мм (в случае закисания штуцера для его откручивания необходимо воспользоваться специальным ключом для прокачки, позволяющим сорвать штуцерок не повредив его).
Помощник удерживает педаль тормоза, которая начнет двигаться вниз, выталкивая из системы тормозную жидкость. Опустившись в крайнее нижнее положение до упора, тормозная педаль, удерживаемая помощником, должна быть зафиксирована в таком положении. Пузырьки, содержащиеся в тормозной жидкости, будут указывать на наличие воздуха в системе.
Закрутить штуцер прокачки. Отпустить педаль тормоза. Долить тормозную жидкость до максимальной отметки. Проделать операции, описанные выше до тех пор, пока выходящая из системы тормозная жидкость не перестанет содержать пузырьки воздуха.
Снять трубку и надеть защитный пыльник-колпачек. Установить на место колеса. Прокачать тормозной механизм левого колеса, повторяя все выше указанные операции. В случае необходимости произвести аналогичную прокачку заднего контура. Удачной дороги и без поломок.
Важные уточнения к технологии прокачки тормозов ВАЗ 2106
Если процесс прокачки тормозов проводится на подъемнике, необходимо заблокировать регулятор давления заднего контура. Для этого просто достаточно установить отвертку между упорной плоскостью и поршнем.
После завершения прокачки тормозов необходимо убедиться в том, что воздух из системы удален полностью. Для этого несколько раз нажимаем на педаль тормоза, если она имеет нормальный рабочий ход и не меняет его с последующими нажатиями, операция прошла успешно.
Чувствуйте педаль тормоза и не забывайте, что вовремя остановиться иногда бывает важнее, чем быстро уехать. Безопасных всем дорог!
Инструменты
Но важно знать, как правильно прокачать тормоза на ВАЗ разных моделей и что для этого потребуется. Сама операция – несложна, поэтому ее выполнить можно и самому
Но лучше делать это с помощником – так будет и быстрее, и легче.
Из инструментов потребуется не так и много:
- Ключ на 8 (10);
- Силиконовая прозрачная трубка по диметру штуцера;
- Емкость;
- Тормозная жидкость;
Что касается ключа, то следует использовать накидной тип. На рынке также имеются специальные ключи для откручивания штуцеров, зажимной. Дело в том, что штуцера часто прикисают к резьбе и выкрутить очень сложно. Используя обычный рожковый инструмент, можно запросто «облизать» грани и тогда уже выкрутить штуцер будет вообще невозможно.
Суть работы по прокачке практически одинакова для всех авто – и ВАЗ-2101, и ВАЗ-21099, и ВАЗ-2121 «Нива». Но на последовательность операции влияют только конструктивные особенности моделей.
Порядок прокачки тормозов ВАЗ 2107
В течение всего процесса прокачки тормозной системы бачок не должен стать пустым, так как это приведет к попаданию воздуха в систему.
Прокачку контуров необходимо начать с рабочих тормозных цилиндров находящихся наиболее удаленно от главного цилиндра.
К примеру, для переднего и заднего контуров самыми дальними будут правые (по ходу) тормозные цилиндры. При прокачке контуров гидравлики очередность не имеет никакого значения.
Очередность прокачки тормозов:
- Правое заднее.
- Левое заднее.
- Правое переднее.
- Левое переднее.
Снимаем правое переднее колесо, чем обеспечивается легкий доступ к штуцеру прокачки тормозов. Очистить штуцерок от загрязнения и удалить с него резиновый пыльник-колпачок.
Один конец резиновой или ПВХ трубки надеть на штуцер, а другой конец опустить в небольшую емкость, предварительно налив в нее немного тормозной жидкости — это позволит контролировать выход воздуха из системы в виде пузырьков. С помощью помощника произвести несколько (3-5) резких «качков» педалью тормоза и зафиксировать ее нажав до упора.
Открутить штуцерок прокачки необходимо приблизительно на пол оборота, используя подходящий по размеру ключ 8 мм или 10 мм (в случае закисания штуцера для его откручивания необходимо воспользоваться специальным ключом для прокачки, позволяющим сорвать штуцерок не повредив его).
Помощник удерживает педаль тормоза, которая начнет двигаться вниз, выталкивая из системы тормозную жидкость. Опустившись в крайнее нижнее положение до упора, тормозная педаль, удерживаемая помощником, должна быть зафиксирована в таком положении. Пузырьки, содержащиеся в тормозной жидкости, будут указывать на наличие воздуха в системе.
Закрутить штуцер прокачки. Отпустить педаль тормоза. Долить тормозную жидкость до максимальной отметки. Проделать операции, описанные выше до тех пор, пока выходящая из системы тормозная жидкость
не перестанет содержать пузырьки воздуха.
Снять трубку и надеть защитный пыльник-колпачек. Установить на место колеса. Прокачать тормозной механизм левого колеса, повторяя все выше указанные операции. В случае необходимости произвести аналогичную прокачку заднего контура. Удачной дороги и без поломок.
На всех автомобилях семейства ВАЗ используется тормозная система с гидравлическим приводом. Это означает, что усилие, которое делает водитель, нажимая на педаль тормоза, передается на тормозные механизмы, установленные на ступицах колес авто, при помощи жидкости. Но чтобы воздействие имело достаточную силу, в конструкцию включен усилитель.
Как прокачать тормоза на ВАЗ-2106 одному пошаговая видеоинструкция
Прежде чем приступить к прокачке тормозов на ВАЗ-2106, следует самым тщательным образом очистить штуцеры тормозных цилиндров. На этих деталях со временем налипает просто огромное количество грязи. Также необходимо снять с них резиновые колпачки. Далее последовательность действий выглядит следующим образом:
- В соответствующий бачок доливаем тормозную жидкость, если имеет место такая надобность.
- Несколько раз выжимаем педаль тормоза.
- На этом этапе нам понадобится газовый упор. Для этого дела прекрасно подойдет, например, газовый упор от ВАЗ-2110. Педаль тормоза должна быть полностью выжатой. Между поликом и педалью устанавливает тот самый газовый упор.
- Стравливаем из цилиндра всю имеющуюся тормозную жидкость вместе с воздухом. Таким образом, газовый упор самостоятельно начинает оказывать давление на педаль тормоза, упирая ее до самого пола.
- Необходимо прокачать все четыре колеса автомобиля до тех пор, пока весь воздух не покинет его тормозную систему.
При помощи резиновой спринцовки
Многие автолюбители не знают, как прокачать тормоза на ВАЗ-2106 при помощи резиновой спринцовки. Поэтому остановимся на данном вопросе более подробно.
На носик спринцовки необходимо надеть шланг подходящего диаметра. Лучше всего, если он будет полностью прозрачным. Но если прозрачного шланга под рукой не оказалось – не беда, можно воспользоваться тем, что есть.
Спринцовка сжимается настолько максимально, насколько это возможно. Основная суть данной задачи – сделать так, чтобы в спринцовке осталось наименьшее количество воздуха. Зафиксировав устройство в таком положении, на свободный конец шланга надевается штуцер.
Спринцовку следует подвесить в таком положении, чтобы шланг, исходящий от нее, находится в вертикальном положении.
Теперь нужно достаточно резко нажать на педаль тормоза 3-5 раз. А вот отпускать педаль следует медленно. Таким образом, в тормозной системе автомобиля появится избыточное давление. Затем немного откручиваем штуцер и через прозрачный шланг наблюдаем, как тормозная жидкость вместе с воздухом всасывается в спринцовку. Для того чтобы полностью прокачать тормозную систему вашего ВАЗ-2106 самостоятельно, потребуется 2-3 аналогичных подхода.
Единственное, что остается сделать – это отсоединить устройство от штуцера и слить жидкость из спринцовки в банку. Аналогичное действие следует производить для каждого, отдельно взятого колеса.
Прокачка тормозов при использовании медицинского шприца
Последовательность действий такова:
- В самый обыкновенный медицинский шприц набирается тормозная жидкость.
- Шприц соединяется (герметично) с крышкой бака тормозной жидкости. Для этого можно использовать герметики, либо механические уплотнители, если нет времени ждать, пока подсохнет герметик.
- Ставим под место вытекания жидкости бутылку и откручиваем штуцер.
- Давим на поршень шприца, тем самым создавая давление. Таким образом, закачивая тормозную жидкость в систему.
- В свою очередь, в месте выхода должна появиться струйку тормозной жидкости вместе с воздухом.
Для того чтобы быть полностью уверенным в том, что в тормозной системе больше не осталось воздуха, таким нехитрым способом следует продавить через систему абсолютно всю жидкость.
Прокачка тормозов резиновой трубкой
Для воплощения в жизнь этого весьма нехитрого способа вам потребуется самый простой жгут, который принято использовать для остановки кровотечения. Уточним, что это малоэластичная резиновая трубка.
Необходимо завязать на узел один конец трубки и сделать сантиметровый разрез на расстоянии 10 мм от места связки. На нетронутый конец трубки надевается штуцер, а второй, тот, который с разрезом и узлом, следует опустить в емкость с тормозной жидкостью.
Далее следует открутить штуцер и нажать на педаль тормоза. Таким образом, вы увидите, что тормозная жидкость будет попадать в бутылку через сделанный в трубке разрез. Когда вы отпустите педаль газа, можно наблюдать, как тормозная жидкость начнет всасываться именно из бачка, а не из бутылки. Так получается за счет того, что разрез на жгуте закроется и сыграет роль обратного клапана.
Таким простым способом можно прокачать тормоза в вашем автомобиле, не заменяя при этом тормозную жидкость.
https://youtube.com/watch?v=N0R3z4KV5YQ
Новая обивка
Еще один вариант тюнинга салона ВАЗ-2105 (фото см. выше) – это выбор новой обивки для кресел. Самым «дедовским» вариантом является приобретение меховых чехлов. Обивку также можно выполнить из натуральных материалов, замши и даже кожзаменителя. Для перетяжки всех кресел в салоне машины понадобится около трех метров обивки.
Для работы также будет нужна фанера, которую вам следует обрезать по очертанию сиденья. Далее к ней прикладывается обивочный материал и от него отрезаются лишние куски
Важно оставить по краям около 1 см с для запаса. После этого обивка заворачивается к задней части фанеры и приклеивается при помощи поролона и клеящего раствора. Наносите клей аккуратно, так как его чересчур большое количество может повредить материю для обивки сидений
В случае если для перетяжки подобрана натуральная кожа, то для ее фиксации следует использовать только строительный пистолет и особые скобы
Наносите клей аккуратно, так как его чересчур большое количество может повредить материю для обивки сидений. В случае если для перетяжки подобрана натуральная кожа, то для ее фиксации следует использовать только строительный пистолет и особые скобы.
Прокачка в одиночку
Прокачка тормозов самостоятельно мало чем отличается от прокачки с напарником
Однако, на имеющихся отличиях следует акцентировать внимание, чтобы процесс прошел без хорошо и без затруднений
- Снимаем передние колеса и ставим машину на подпорки;
- Открываем капот, открываем крышку бачка с тормозной жидкостью и доливаем эту жидкость до краев;
- На клапан надеваются шланги с двух сторон, шланги должны быть надеты плотно. Одна сторона будет погружена в бутылку/банку с тормозной жидкостью, другая будет одета на штуцер;
- Идём к правому заднему колесу, снимаем с штуцера защитный колпачок и надеваем шлангу с клапаном на штуцер. Конец шланги погружаем в бутылку/банку с налитой тормозной жидкостью;
- Ключом на 8 откручиваем по пол оборота штуцер и идём в салон, на водительское место;
- Сидя на водительском кресле, нажимаем полностью педаль тормоза 10 раз. Этого будет достаточно, чтобы выгнать весь воздух;
- Затем возвращаемся к заднему правому колесу, зажимаем штуцер и снимаем с него шлангу. Надеваем защитный колпачок. Прокачка одного колеса закончена. Благодаря клапану, жидкость и воздух не попадёт обратно в систему даже при открытом штуцере;
- Доливаем тормозную жидкость в бачок до нужного уровня;
- Повторяем пункты 7 и 8 для заднего левого колеса, затем для переднего правого, и, в конце, для переднего левого;
- Когда всё четыре колеса прокачаны процесс считается завершенным. Доливаем до уровня в бачок тормозную жидкость, закрываем его, надеваем колеса и можно ехать.
Как видно, ничего сложного в прокачке тормозной системы нет. С этим без проблем справятся даже начинающие автовладельцы, тем более прокачка тормозов ВАЗ 2101 очень легко проходит, благодаря доступности всех необходимых элементов, чего не скажешь о многих иностранных автомобилях.
Особенности проведения работ на ВАЗ-2121 «Нива»
Что касается ВАЗ-21213 «Нива», то у этого авто есть свои особенности. И хоть система на этом авто – двухконтурная, но она отличается от остальных автомобилей ВАЗ.
На этом внедорожнике один контур объединяет все 4 тормозных механизма, а второй – только передних колес. Чтобы контуры были независимыми, на «Ниве» используется блочный суппорт впереди, к которому подходит два тормозных шланга, соответственно имеется и два штуцера для прокачки.
Прокачка тормозов на «Ниве» делается по такой последовательности: сначала выгоняется воздух из заднего правого механизма, затем из заднего левого. Далее прокачиваются общий контур на передних тормозах – сначала правый, потом левый (принцип удаленности колеса от главного цилиндра)
При этом важно не попутать штуцера – верхний из них отвечает за общий контур, именно его и следует использовать
Только потом прокачивается контур передних тормозов, для чего применяется нижний штуцер. Здесь уже последовательность прокачки роли не играет, можно начинать как с левого, так и с правого механизма.
А вот на Chevrolet-Niva такая конструкция тормозов не используется. Там установлена обычная диагональная двухконтурная система, поэтому последовательность прокачки идентична процессу на автомобилях ВАЗ-2108 и выше.
↑ Воздух в гидроприводе
Воздух, попавший в гидропривод рабочей тормозной системы при замене трубопроводов, шлангов, уплотнительных колец или негерметичности гидропривода вызывает увеличение рабочего хода педали тормоза, ее «провалы» и «мягкость», а также снижает эффективность торможения.
Перед удалением воздуха из гидропривода убедитесь в герметичности всех узлов рабочей тормозной системы и их соединений, проверьте и при необходимости заполните бачок до нормального уровня жидкостью «Нева» или «Томь». Затем тщательно очистите от грязи и пыли штуцеры для удаления воздуха и снимите с них защитные колпачки.
Воздух удаляют сначала из одного контура, затем из другого, начиная каждый раз с наиболее удаленного от главного цилиндра колеса контура.
Конструкция тормозной системы 2106
Сегодня мы собираемся прокачивать тормоза, но вкратце восстановим в памяти конструкцию тормозной системы этого автомобиля, чтобы действия были обоснованными и обдуманными. И чтобы не возникали дурацкие вопросы по поводу того, с какого колеса нужно прокачивать систему. Сейчас вспомним ее конструкцию, и тогда все вопросы отпадут автоматически.
Тормозная система шестерки, как и всех Жигулей, гидравлическая, двухконтурная. Это значит, что вся гидравлика разделена жестко на две независимые ветки. Есть около десятка схем организации контуров тормозных систем, но итальянцы остановились на параллельной. Это значит, что передние и задние колеса тормозят попарно.
Сделано это для того, чтобы в случае повреждения одного из рабочих тормозных цилиндров, как минимум два колеса тормозили, как ни в чем не бывало. Удобная и безопасная система, только, к сожалению, не все о ней знают, поэтому и возникают такие вопросы. Тормозные магистрали заполнены тормозной жидкостью, причем система герметична. Тормозная жидкость имеет специальный состав, который позволяет ей передавать кинетическую энергию практически без потерь на сжатие. В идеале, при полной и надежной герметизации, система вечная и если ее не перегреть, воздух внутрь не попадет. А если перегреть, тогда тормозная жидкость начинает закипать, выделяя пузырьки воздуха. В этом случае, без видимых нарушений целостности, система завоздушивается и ее необходимо прокачивать.
Немного теории
Для передачи усилия используется одно из свойств жидкости – ее несжимаемость. То есть при создании усилия на жидкость, объем ее не меняется, и она выступает в качестве передатчика.
Гидравлический привод тормозов более практичен, чем механический или пневматический, но в нем имеется один недостаток – если в жидкость попадет воздух, то передача усилия значительно снизиться. Все потому, что воздух, как и любой газ, является сжимаемым. В результате, наличие воздуха приводит к изменению объема жидкости при создании усилия (за счет сжатия газа). Из-за этого усилие уже не передается на исполнительные механизмы, поскольку оно поглощается изменением объема.
Получается, что эффективная работа тормозов на ВАЗ происходит только пока в систему привода не попадет воздух. А произойти это может по нескольким причинам.
Относительные неисправности ТС
Данный перечень неисправностей не относится к абсолютным (или категориальным). Их наличие связано с удобством (или неудобством) движения на автомобиле.
Увеличенный ход педали гидропривода (как вариант — «мягкая» педаль)
Причины «проваливания» педали обуславливается присутствием воздуха в системе; предельной изношенностью тормозных колодок; отказом в работе главного или колесных цилиндров. Схема действий при ликвидации технических проблем включает в себя проверку и ремонт всех узлов и агрегатов системы; а при необходимости — замену вышедших из строя и прокачку системы.
Повышенный шумовой фон, трение (скрежет) в тормозном механизме
Недостатки локализуются, в основном, в задних механизмах и определяются загрязнением механизма, критическим износом колодок, поломкой пружинных элементов, неравномерным износом дисков или барабанов. Ремонт неисправностей связан с промывкой и заменой деталей механизма.
Вибрация при торможении
Это достаточно распространенная неисправность, которая связана исключительно с критическим или неравномерным износом дисков или барабанов, и ремонт будет заключаться в их замене.
https://youtube.com/watch?v=6ZnhyJAeQSY
Удаление воздуха из системы тормозов
Приступаем непосредственно к прокачке. Предваряя описание этого, в общем, несложного в техническом плане процесса, отметим, что он практически идентичен для всей «классики» Волжского автозавода. Иными словами, прокачка тормозов «ВАЗ 2106» аналогична прокачке тормозной системы «семерки».
-
Начинать процедуру прокачки следует с контура задней колесной пары, точнее с колеса, наиболее удаленного от основных элементов тормозной системы – заднего правого. Далее производятся следующие манипуляции:
-
Помощник садится в салон и, сделав несколько нажатий на тормозную педаль (педаль останавливается в верхнем положении), фиксирует ее в нажатом состоянии.
-
Наденьте шланг на штуцер рабочего тормозного цилиндра, после чего отверните его (штуцер) на половину оборота при помощи накидного или рожкового ключа на «8» (на «10»).
-
Контролируйте прохождение тормозной жидкости с пузырьками воздуха по шлангу.
-
Как только движение жидкости и воздуха прекратится, заверните штуцер.
-
Повторяйте вышеописанные манипуляции до момента исчезновения воздуха из вытекающей из шланга тормозной жидкости.
-
Заверните штуцер тормозного цилиндра и отсоедините шланг.
-
Воспроизведите описанную выше процедуру с левым колесом задней колесной пары, а затем и тормозным контуром передней колесной пары.
В продолжение всего процесса прокачки тормозной системы контролируйте уровень тормозной жидкости в расширительном резервуаре.
Завершив удаление воздуха из переднего и заднего тормозных контуров, выполните процедуру «развоздушивания» главного тормозного цилиндра (далее по тексту ГТЦ). Помощник производит в салоне манипуляции, аналогичные описанным выше, а, вам предстоит поочередное отсоединение трубок от ГТЦ.
По окончании производства работ по прокачке тормозов выполните проверку их работоспособности в процессе движения автомобиля.