Конструктивные типы
На ВАЗ 2115 устанавливаются два типа датчика коленвала, которые различаются конструкцией, но имеют одинаковый принцип передачи считанного сигнала. В основе работы любого контроллера присутствует два компонента:
- чувствительный элемент;
- зубчатый диск (синхродиск).
Задающий или синхродиск установлен на коленвал и имеет с ним одинаковую скорость вращения. Обод диска разделен 58 зубьями, пустое место двух зубцов занимает точка синхронизации. Отслеживающий элемент располагается на определенном расстоянии от поперечной оси диска, улавливает момент перехода зубьев и передает количество оборотов коленвала на ЭБУ.
По типу конструкции датчики на ВАЗ 2115 могут быть индуктивного типа и с основой эффекта Холла. Оптические датчики, которые используют световой луч на авто устанавливают редко, поскольку подкапотное пространство часто имеет высокую пыльность. Есть опасность, что чувствительный элемент светоулавливателя будет забит смазкой, маслом и прочим.
Магнитный контроллер для ВАЗ имеет в основе сердечник с обмоткой, установленный в пластиковый корпус. Принцип передачи сигнала основан на законе электромагнитной индукции. На обмотке сердечника, когда рядом с ним проходит часть диска без зуба ток отсутствует, при приближении части диска с зубом возникает магнитное поле, обмотка возбуждается, появляется индукция тока, формируется стойкий электросигнал, который передается на ЭБУ.
Преимущества магнитного датчика очевидно, —для его работы не требуется питание от бортовой сети. Соответственно снижается риск поломок, при диагностике проверяется только состояние обмотки, сердечника и качество сигнала на ЭБУ.
ДПКВ, принцип работы которого основан на эффекте Холла требует подключения к бортовой сети. В основе работы лежит возникновение напряжения на двух пластинах, через которые проходит ток.
Стоимость контроллеров для всей линейки ВАЗ от 200 руб., поэтому ремонт деталей не проводят, только замену.
Как работает датчик
Чтобы научиться выявлять неполадки указанного прибора, нужно представлять его конструкцию и понимать принцип работы. Устройство датчика несложное и включает следующие элементы:
- многовитковая катушка;
- магнитный сердечник;
- выводы катушки припаяны к контактам разъема;
- неразборный пластмассовый корпус с отверстием для крепления.
Измеритель устанавливается в непосредственной близости от зубчатого шкива, прикрепленного к коленчатому валу со стороны шестерен газораспределительного механизма. Посредством проводников датчик соединяется с главным электронным блоком, управляющим работой мотора.
Магнитный сердечник выведен наружу через торцевую часть пластикового корпуса и максимально приближен к зубьям вращающегося шкива. Просвет между деталями не превышает 1 мм.
Принцип действия прибора основан на явлении электромагнитной индукции. Когда в непосредственной близости от сердечника проходит значительная масса металла, катушка вырабатывает кратковременный электрический импульс. Зубцы крутящегося шкива вызывают череду таких импульсов, передающихся по проводам контроллеру. Благодаря этому электронный блок всегда «знает» положение коленвала, определяет верхние мертвые точки всех поршней и вовремя подает команду форсункам на впрыск топлива.
Отсюда возникло второе название прибора – датчик оборотов коленчатого вала. Надо понимать, что импульсы вырабатываются только при динамическом воздействии металлической массы, то есть, когда шкив вращается. Если коленвал остановился, ток в цепи элемента не возникает.
Проверка работоспособности установленного датчика коленвала
После того, как датчик коленвала установлен на автомобиль ВАЗ Приора, следует проверить его работоспособность. Для этого можно использовать следующие методы:
-
Визуальная проверка: осмотрите датчик коленвала на наличие повреждений и трещин. Убедитесь, что все контакты и разъемы правильно подключены и не имеют окислов.
-
Использование автосканера: подключите автосканер к диагностическому разъему автомобиля и выполните проверку работы датчика коленвала. Автосканер позволит вам получить информацию о сигнале датчика и его частоте вращения коленвала.
-
Измерение сопротивления: используя мультиметр, измерьте сопротивление датчика коленвала. Сравните полученные значения с указанными в технической документации. Отклонение значений может указывать на неисправность датчика.
В случае обнаружения неисправностей в работе датчика коленвала рекомендуется заменить его на новый. При подборе нового датчика обратитесь к специалистам или воспользуйтесь руководством по ремонту и эксплуатации.
Замена датчика коленвала для Приоры
Если причиной проблем работы ДВС является сам датчик, его незамедлительно следует заменить. Процесс несложный, а для его проведения понадобится только ключ или головка на «10».
Поэтапный процесс работ: Как обычно, при работе с электропроводкой, с присоединенными к ней элементами, следует отсоединить минусовую клемму АКБ. Область расположения устройства достаточно стесненная потому следует вооружиться удобным, компактным подручным инвентарем. Перед тем как демонтировать сам датчик, следует аккуратно выдернуть контактную колодку из его корпуса. Чтобы это сделать немного отогните пластиковый фиксатор от корпуса самого изделия и одновременно потяните фишку на себя. Далее, возьмите головку и открутите болт крепления. Приложите необходимое усилие, вытягивая деталь на себя. Извлеките устройство из посадочного гнезда. Если корпус не поддается (прикипел) аккуратно расшатайте его из стороны в сторону. В случае обнаружения загрязнений посадочного места и его отверстия, произведите зачистку поверхности при помощи ветоши. Обратная установка осуществляется способом аналогичным процессу снятия только в зеркальной последовательности.
https://youtube.com/watch?v=6HpugCoEckA
Как проверить датчик коленвала ВАЗ
Вазовский датчик коленвала индуктивного типа проверяется мультиметром на предмет обрывов внутри катушки и заданного сопротивления, величина которого находится в диапазоне 600-900 Ом. Обязательной так же является проверка проводки ДПКВ.
Проверка может быть осуществлена измерением индуктивности, для этого необходимо иметь три прибора: вольтметр, трансформатор и измеритель индуктивности. Метод не сложный, но громоздкий и эффективнее купить новый датчик с целью проверки работоспособности двигателя.
Проверку ДПКВ также осуществить стартерной прокруткой, наблюдая за показаниями тахометра. Диодной контролькой можно проверить наличие импульсов на разъеме форсунок.
Что такое датчик коленвала
Называть его могут по-разному — и датчиком верхней мертвой точки, и датчиком положения коленвала, датчиком синхронизации, но это единственный намагниченная железяка в капроновом корпусе, которая способна обездвижить автомобиль. Его основная задача заключается в том, чтобы как можно точнее определять момент подачи искрового импульса на контакты свечей зажигания. Этот датчик — точка отсчета для работы системы зажигания и электронной системы управления впрыском топлива. Невероятно простое устройство — всего-навсего на намагниченный сердечник намотана проволока с лаковой изоляцией и все это помещено в пластиковый корпус. Иногда его заливают двухкомпонентной смолой, иногда просто заплавляют в пластик. Это обычный датчик индуктивности, который и работает по простейшему принципу.
Коль скоро стоит задача вычислить положение коленвала, то к нему крепят диск-синхронизатор, который может быть совмещен с маховиком сцепления или со шкивом на переднем торце коленвала. Поскольку сердечник намагничен, то он реагирует импульсом на любое движение у его поверхности металлического предмета. Такими предметами стали зубья шкива коленвала. При вращении коленвала, маховик или шкив мелькают перед датчиком зубьями, постоянно генерируя электрические импульсы. Эти импульсы подаются на электронный блок управления и на основе их частоты блок вычисляет момент подачи искры. Только если бы импульс был бы постоянным, никакой возможности выяснить истинное положение коленвала было бы невозможно. Следовательно, нужно удалить один или несколько зубьев, чтобы электронный блок управления понимал, что пропуск в потоке импульсов и есть тем самым положением коленвала, когда нужно подавать искру на свечи. К примеру, на Газели и на Волге на шкиве коленвала находилось бы 60 зубьев, но два из них вырезаны, чтобы сообщить ЭБУ о верхней мертвой точке на первом и на четвертом цилиндрах. На самом же деле, поршень находится в ВМТ тогда, когда возле датчика пролетает пик двадцатого зуба, считая от вырезанных.
Импульсы от датчика используются не только системой зажигания, но и некоторыми другими системами. В зависимости от модели и марки авто, от датчика зависит в большей или меньшей степени:
Датчик коленвала на Опель
момент впрыска горючего;
количество подаваемого горючего;
для бензиновых моторов — момент зажигания;
при наличии системы изменения фаз газораспределения, сигнал влияет на угол поворота распредвала;
если в автомобиле есть система улавливания паров бензина, то клапан адсорбера открывается именно по сигналу датчика положения.
Датчики положения коленвала такого типа, индуктивные, установлены на большинстве автомобилей — Рено Логан, ВАЗ 2110, 2111, 2112, Калина, Опель Астра, Приора, Рено Сандеро, Клио, Лагуна 2, Хюндай Санта Фе. Крайне редко встречается датчик положения коленвала, работающий на эффекте Холла. Такие датчики встречаются чаще всего для определения положения распределительного вала, и принцип работы у них несколько другой.
Шаг 2: Снятие старого датчика положения коленвала
1. Отключите аккумулятор
Перед началом работы необходимо разъединить зажигание и отключить аккумулятор, чтобы избежать коротких замыканий и повреждений приборки.
2. Отверните крепежные болты
Найдите датчик положения коленвала, расположенный на нижней части двигателя. Отверните крепежные болты с помощью головки на 10 мм и снимите старый датчик положения коленвала
Обратите внимание на положение проводов к датчику и не допускайте изломов и повреждений
3. Проверьте состояние шкива коленвала
Осмотрите место, где находился датчик положения коленвала, и проверьте состояние шкива коленвала. Если на нем есть следы коррозии или другие повреждения – замените его, перед установкой нового датчика.
4. Установите новый датчик
Установите новый датчик положения коленвала на место старого. Убедитесь, что он прилегает к шкиву коленвала плотно, и закрутите крепежные болты. При затяжке используйте динамометрический ключ и соблюдайте допустимые крутящие моменты.
5. Проверьте работу датчика
Подсоедините провода к датчику положения коленвала и включите зажигание. Проверьте работоспособность нового датчика: на приборной панели должен загореться контрольный светодиод, и двигатель должен завестись без задержек. При необходимости, проверьте работу датчика на специальном оборудовании.
Где находится датчик коленвала Приора
Устройство, располагается в подкапотном пространстве рядом с масляным фильтром. Корпус датчика крепится всего одним болтом на «10» в специальном гнезде справа от шкива привода генератора.
Особенности работы
Работа устройства основывается на эффекте Холла. Принцип измерения строится на принципах проводимости, изменяемости ее уровня в зависимости от приближения или отдаления металлических изделий. По этой причине рабочая, чувствительная часть датчика заведена в шкив привода генератора. В свою очередь шкив по всей своей окружности имеет металлические зубцы, двух из которых не хватает.
Существует несколько разновидностей датчиков:
- магнитные, индукционные изделия;
- классического типа;
- оптического типа.
Датчик коленвала Лада Приора
- магнитные, индукционные изделия;
- классического типа;
- оптического типа.
Распространенные неисправности датчика коленвала Приоры
Неисправности ДК могут быть вызваны:
- внешними механическими повреждениями;
- поломкой чувствительного элемента (полупроводника);
- проблемой с электропроводкой.
В первом случае повреждения могут появляться в результате непрофессиональных технических работ, банального повреждения корпуса датчика.
Во второй ситуации происходят нарушения внутренних элементов ДПКВ.
Например, обрыв проводов обмотки, замыкания индуктивной катушки, неисправность усилителя-компаратора в результате перепадов напряжения в бортовой сети автомобиля.
Третий распространенный случай характеризуется различными обрывами проводки, которая передает сигналы с ДК к электронному блоку управления.
В результате воздействия высоких температур и агрессивной среды, диагностируются случаи окисления контактной фишки устройства.
Признаки неисправности
В независимости, какой датчик коленвала приора (16 клапанов или установлен, понять причины в нарушении работы двигателя автомобиля возможно по следующим признакам:
- После начала движения автомобиля, через некоторое время начинаются подергивания, проседания мощности. По ощущениям симптомы напоминают ситуацию, когда заканчивается топливо. Кроме того, зачастую автомобиль просто глохнет, но его, возможно, завести снова.
- Один из самых явных, распространенных признаков это когда авто отлично заводится, работает около двадцати минут после чего ДВС глохнет, а все дальнейшие попытки завести двигатель безрезультатны. Работоспособность восстанавливается по прошествии некоторого времени (когда двигатель остынет). Далее на машине можно ехать некоторое время, после чего вышеприведенная ситуация зеркальным образом повторяется.
- Мотор глохнет или плохо стартует в условиях плохой, влажной погоды. Похожие проблемы появляются после езды по глубоким лужам и сырым участкам автодороги.
При появлении вышеуказанных признаков неисправностей датчика коленвала приора не торопитесь менять элемент на новое изделие. Первым делом проведите тщательное исследование устройства при помощи компьютерной диагностики, использования мультиметра. При появлении проблем связанных с датчиком, на приборной панели автомобиля высвечивается ошибка. Две наиболее популярные ошибки диагностируются как: «низкий или высокий уровень сигнала датчика». Для проверки цепей, электропроводки, выводов, делаются замеры при помощи мультиметра.
Замена датчика коленвала для Приоры
Если причиной проблем работы ДВС является сам датчик, его незамедлительно следует заменить.
Процесс несложный, а для его проведения понадобится только ключ или головка на «10».
Поэтапный процесс работ:
Как обычно, при работе с электропроводкой, с присоединенными к ней элементами, следует отсоединить минусовую клемму АКБ.
Область расположения устройства достаточно стесненная потому следует вооружиться удобным, компактным подручным инвентарем.
Перед тем как демонтировать сам датчик, следует аккуратно выдернуть контактную колодку из его корпуса. Чтобы это сделать немного отогните пластиковый фиксатор от корпуса самого изделия и одновременно потяните фишку на себя.
Далее, возьмите головку и открутите болт крепления.
В случае обнаружения загрязнений посадочного места и его отверстия, произведите зачистку поверхности при помощи ветоши.
Обратная установка осуществляется способом аналогичным процессу снятия только в зеркальной последовательности.
Датчик фаз на ВАЗ на Лада Калина
Автомобили семейства ВАЗ оснащают бензиновыми четырехцилиндровыми инжекторными двигателями мощностью от 80 до 120 лошадиных сил. Двигатели различаются объемом и мощностью, типом головки блока цилиндров (8-ми и 16-клапанные) и электронными блоками управления (ЭБУ).
Для чего необходим датчик фазы
Первые инжекторные моторы не были оборудованы датчиком фаз. ЭБУ получал все необходимые сигналы с датчика положения коленчатого вала (ДПКВ). Когда коленчатый вал оказывался в положении впрыска топлива в один из цилиндров, ЭБУ получал сигнал и открывал форсунки. Топливо впрыскивалось в общий впускной коллектор, где смешиваясь с воздухом, превращалось в топливовоздушную смесь. После чего клапана соответствующего цилиндра открывались и он втягивал в себя готовую смесь. Машины с такой системой питания оказались экономичней и мощней, чем карбюраторные, за счет более точного дозирования топливовоздушной смеси. Введение стандарта Евро-0 потребовало от автопроизводителей кардинально изменить систему подготовки и подачи топливовоздушной смеси. Это удалось сделать с помощью разделенного впрыска топлива.
Для того чтобы перейти на такой впрыск, необходимо было не только отслеживать показания ДПКВ, но и определять начало работы первого цилиндра. Ведь за четыре такта работы двигателя коленчатый вал совершает два оборота, поэтому определить, какой из цилиндров сейчас работает, без дополнительных датчиков невозможно. Поэтому на распределительный вал, отвечающий за фазы газораспределения и порядок работы цилиндров, установили датчик, который подавал сигнал о начале работы первого цилиндра.
Где установлен датчик фаз
На 8-клапанных моторах датчик фазы расположен сверху двигателя, на торце головки блока цилиндров (ГБЦ) со стороны маслоналивного отверстия. На 16-клапанных двигателях датчик установлен в верхней части ГБЦ, с обратной стороны ремня газораспределительного механизма (ГРМ).
Диагностика датчика фаз
Если автомобиль неожиданно потерял мощность и приемистость, возрос расход топлива или загорелся сигнал неисправности мотора (Check), необходимо провести комплексную проверку двигателя. Методика такой проверки описана в статье (Диагностика инжектора).
Для диагностики датчика фаз сделайте следующее:
Снимите разъем с датчика и осмотрите контакты. Это удобно сделать с помощью стоматологического зеркала и фонарика. Если они окислены, очистите их, вставьте разъем в датчик и заведите двигатель, возможно, это устранит проблему.
Замена датчика фазы Калины + Видео
На 8-клапанных моторах замена датчика не вызывает трудностей. Для этого понадобится небольшой ключ-трещотка с головкой на 10. Снимите клемму аккумулятора (если этого не сделать, сигнал неисправности двигателя не погаснет), затем вытащите разъем и выкрутите 2 болта крепления. Извлеките датчик, вставьте новый, вкрутите болты и подключите разъем. Через 10 минут подключите аккумулятор.
На 16-клапанном моторе замена датчика сопряжена с рядом трудностей. Датчик расположен в очень неудобном месте, поэтому выкрутить болты крепления можно или рожковым ключом на «10» или маленькой трещеткой с короткими удлинителем и соответствующей насадкой. Выкручивая болты, необходимо внимательно следить за тем, чтобы шайба или датчик не упали в генератор. Установку датчика проводите в обратном порядке.
Выбор датчика фаз для Калины
Датчик фазы для 8-клапанного мотора отличается от предназначенного для 16-клапанного двигателя. Некоторые автоэлектрики устанавливают на 16-клапанник датчики для 8-клапанника и мотор работает. Разница между этими датчиками в размере и форме разъема.
Также встречаются датчики фаз для 8-клапанного мотора, у которых отсутствует прорезь под сигнальный диск. Такие датчики невозможно установить на 16-клапанный двигатель, потому что они работают не с сигнальным диском, а штырьком, установленным на торце распределительного вала.
Чтобы избежать ненужной подгонки, приобретайте тот датчик, который соответствует типу мотора. Несмотря на то, что производители присваивают датчикам различную маркировку, номер, прописанный в каталоге оригинальных запчастей ВАЗ Калина неизменен. 8-клапанному мотору соответствует каталожный номер 21110370604000, а 16-клапанному 21120370604000. Эти же датчики применяются на автомобилях ВАЗ моделей 2108 – 2115, Ларгус, Гранта, Приора, 4х4. Если вам предложат датчик фазы для Приоры или 2110, убедитесь, что он подходит по типу двигателя (8 или 16 клапанов) и смело устанавливайте на автомобиль.
vipwash.ru
Как произвести замену датчика коленвала на Приоре 16 клапанов
Замена датчика коленвала на Приоре 16 клапанов может показаться сложной процедурой, но с правильной инструкцией и некоторой подготовкой, ее можно выполнить самостоятельно.
Шаг 1: Отключите аккумулятор. Прежде чем начать процесс замены датчика, необходимо отключить аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания.
Шаг 2: Найдите датчик коленвала. Он находится на передней стороне двигателя, выше поршневых колец.
Шаг 3: Отсоедините провода. Сняв защитную крышку датчика, отсоедините провода.
Шаг 4: Снимите датчик. Ослабьте крепежную гайку с помощью рожкового ключа, а затем снимите датчик из блока цилиндров.
Шаг 5: Установите новый датчик. Если вы используете новый датчик, убедитесь, что он идентичен старому. Установите новый датчик в блок цилиндров и закройте крышку датчика.
Шаг 6: Проверьте работу датчика. Подключите аккумулятор и заведите двигатель. Убедитесь, что датчик коленвала работает нормально и вы не замечаете никаких неисправностей.
Если вы не уверены в своей способности выполнить замену датчика коленвала, всегда лучше обратиться к специалистам.
Вид используемого ДПКВ на Приоре и особенности его работы: почему на шкиве коленвала отсутствует два зуба
Датчик положения коленвала еще называется синхронизирующим элементом. Благодаря его показаниям, происходит взаимосвязь форсунок с системой зажигания, что влияет на работу мотора. Кроме того, информация с ДПКВ сравнивается со сведениями, получаемыми от датчика положения распределительного вала, и на основании этих данных, оценивается эффективность работы двигателя.
ДПКВ на Приоре (и всех автомобилях) является важнейшим элементом, и чтобы такое устройство имело минимальную вероятность поломок, в его основе заложена простая, но надежная конструкция. Существует три типа датчиков, которые отличаются не только внутренним устройством, но и принципом работы. Они бывают индуктивного типа, полупроводниковые и оптические. На Приорах используются индуктивные ДПКВ, в основе работы которых используется известный всем из школьных уроков физики принцип электромагнитной индукции
Это важно знать, так как другие источники утверждают, что на Приоре используются полупроводниковые элементы
Принцип работы датчика коленвала на Приоре достаточно простой, и чтобы его понять, нужно вспомнить уроки физики. Ниже представлено фото, благодаря которому легко понять принцип, по которому работает ДПКВ.
Из фото выше видно, как устроен рассматриваемый элемент внутри. Он состоит из обмотки, стального сердечника (который виднеется с торцевой части) и магнита.
Работа датчика напрямую зависит от расположения ферромагнитного зубчатого шкива коленчатого вала, состоящего из зубьев и впадин. Кстати, на некоторых автомобилях положение коленвала при помощи датчика определяется с помощью маховика. Зубчатое колесо состоит из зубьев, которые максимально близко расположены от рабочей части датчика — стальному сердечнику с обмоткой. На его торцевой стороне имеется сердечник из мягкой стали, который соединен с постоянным магнитом. От этого магнита поле через сердечник распространяется на зубчатое колесо.
Магнитный поток создается в обмотке, когда напротив стального сердечника находится зуб шкива. При таком положении в обмотке индуцируется ток, и создается разность потенциалов (напряжение) на выходных концах проводника. Когда напротив стального сердечника попадает впадина зубчатого колеса, то магнитное поле снижается, и соответственно падает величина напряжения. В итоге на выходах обмотки создается синусоидальной формы напряжение, величина которого напрямую зависит от скорости вращения шкива. Собственно по величине напряжения происходит определение частоты вращения коленвала.
Импульсы считываются ЭБУ, и с их помощью происходит распознавание положения коленчатого вала. Однако сделать это без соответствующих меток на шкиве практически нереально. Для этого на зубчатом колесе имеются отсутствующие зубья, что можно увидеть на фото ниже.
Это вовсе не дефект шкива, а конструктивная необходимость. Такое отсутствие двух зубьев называется пропуском, который нужен для определения начального положения коленчатого вала. Когда шкив проходит пропуском через датчик, происходит продолжительный обрыв сигнала, который свидетельствует о положении поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке.
Снимаемые с ДПКВ токовые импульсы, ЭБУ преобразует в цифровой вид. Отслеживание положения КВ происходит с помощью специального алгоритма. На зубчатом колесе присутствует 58 зубьев с углом вращения на 360 градусов. При условии того, что отсутствуют два зуба, площадь зубчатого колеса рассчитана на 60 зубьев, поэтому если разделить 360/60, то получается значение 6. Это значение 6 градусов — и есть величина зуба с пропуском.
Размеры зубьев и расстояния между ними одинаковые, поэтому на каждый зуб приходится по 3 градуса. Однако этого значения недостаточно, чтобы определить положение коленчатого вала. Для этого делим 3 градуса на 6, и получаем 0,75. Именно такая точность позволяет ЭБУ определить, в каком положении в определенный момент времени находится коленчатый вал. Собственно само положение КВ для ЭБУ необходимо с той целью, чтобы знать место нахождения поршней в каждом цилиндре.
Вникать в особенности работы ДПКВ вовсе не обязательно, но ознакомится с описанием выше, будет полезно всем владельцам автомобилей. Ниже представлено фото ДПКВ индуктивного типа в разобранном виде.
Подробное описание принципа работы датчиков индуктивного и полупроводникового типа, в видео материале ниже.
Неисправности датчика (ДК) коленвала Приоры
С 2004 года российский производитель ВАЗ полностью отказался от производства автомобилей с двигателями, работающими с карбюраторной системой. Был сделан переход на систему электронного управления двигателя, или ЭСУД (Электронная система управления двигателем).
В просторечии водители называют этот вариант — машина с инжектором. Хотя это и не вполне соответствует истине. Инжектором, если быть точным, в этой системе является форсунка для впрыска топлива, а основой управления здесь выступает ЭБУ (Электронный блок управления).
Проще говоря, компьютер и датчики, в том числе, коленвала.
О том, как работает система эсуд, подробности
Итак, современная «Приора» это уже не «копейка» 70-х годов, и даже не «девятка» 90-х. Это вполне уже современный автомобиль, большинство функций и неисправностей которого управляется и отслеживается компьютером. Под началом различных ЭБУ находятся:
- управление двигателем;
- усилитель руля;
- противоугонная система;
- антиблокировка колёс;
- электропакет;
- климат-контроль.
Понятно, что самым сложным и тонким аппаратом является управление двигателем. Именно эта система связывается в единый организм самым большим количеством исполнительных механизмов и датчиков. Любая электронная система автомобиля состоит из двух групп.
- Датчики.
- Исполнительные механизмы (ИМ).
ИМ выполняют команды компьютера. А сам компьютер, подаёт эти команды, ориентируясь на заложенные в долговременной памяти таблицы и данные, полученные с датчиков. И так получилось, что именно датчик положения коленвала играет в этом ключевую роль.
Назначение и принцип работы датчика коленвала
Как и большинство систем «Приоры» датчик коленвала базируется на эффекте Холла. Ток подаётся на магнетизированный стержень с полупроводником, который резко меняет проводимость при прохождении вблизи металла. Именно поэтому ДК направлен рабочей частью на шкив привода генератора. По ободу шкива проходят равномерно расположенные зубцы. И только двух не хватает. Секрет в том, что шкив устанавливается только в одном положении относительно датчика коленвала, и оно соответствует ВМТ (Верхней мёртвой точке) первого цилиндра мотора. То есть по данным ДК, компьютер определяет, что пришло время открывать форсунки и подавать искру в цилиндры.
Неисправности и их признаки у датчика коленвала «Приоры»
При внимательном прочтении предыдущей части станет ясно, только ДК «Приоры» сообщает бортовому ЭБУ, что коленчатый вал начал вращаться и пора пускать двигатель. Следовательно, главным и единственным, в общем-то, признаком, является не запуск мотора. Так, стартер крутит, а воспламенения нет. У «инжекторного» мотора следует в первую очередь думать именно о датчике коленвала.
Внимание! Однако всегда необходимо помнить, самую точную и надёжную информацию даст только компьютерная диагностика «Приоры»! Только она покажет полную картину неисправности. Неисправность ДК может быть либо механическим повреждением, либо внутренним выходом из строя основного полупроводника. В любом из случаев двигатель перестаёт заводиться
В любом из случаев двигатель перестаёт заводиться
Неисправность ДК может быть либо механическим повреждением, либо внутренним выходом из строя основного полупроводника. В любом из случаев двигатель перестаёт заводиться.
Только нужно иметь в виду, похожие признаки имеет поломка проводом разъёма датчика коленвала «Приоры». Но это легко проверяется тестером.
Вставленные в разъём щупы, при включенном зажигании и исправных проводах, должны выдать напряжение около 4 вольт. Если этого нет, неисправность в проводке.
Замена Д.К
Заменить неисправный датчик коленчатого вала проще всего. Он находится в специальном гнезде справа от шкива привода генератора. Крепится всего одним болтом на 10. Следовательно, и для замены при неисправности, необходим всего один ключ этого номера. Нужно снять разъём, выкрутить болт и вытащить неисправный узел. Вставить новый и закрутить. Подключить разъём. Вот и весь ремонт.
На видео, хорошо показана замена неисправного ДК на инжекторных моторах: