Особенности конструкции
УАЗ Патриот с завода оснащается моделями стартера от двух производителей: «Iskra» и «Bosch». Принципиально эти модели конструктивно ничем не отличаются, разницу можно заметить только в качестве исполнения изделий. Обе модели представляют из себя электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением. Вверху корпуса располагается реле втягивания с двумя типами обмоток: тяговой и удерживающей.
На Патриоте мотор ЗМЗ 409 обычно оснащается стартером «AZE 2517» фирмы «Iskra» или «БАТЭ» (5112). Работает это так: в момент запуска двигателя втягивающее реле срабатывает первым и входит в зацепление с венцом маховика, на котором расположено множество зубьев. После этого, в работу подключается и сам стартер, благодаря чему осуществляется вращение маховика, как результат — пуск мотора.
Нередко случаются ситуации, когда при повороте ключа в замке зажигания ничего не происходит, то есть стартер не крутит. Как быть в этой ситуации?
Причины поломки
Основными причинами, из-за которых не крутит стартер на УАЗ Патриоте, могут быть:
- Севший аккумулятор. Количество энергии, потребляемой при запуске мотора, зависит от многих факторов: температура окружающего воздуха, вязкость моторного масла, объем двигателя. Зимой пусковой ток может достигать значений 300 Ампер!
- Возможно повреждение или окисление контактов на самом устройстве. Стоит также проверить провода, идущие от аккумулятора к стартеру.
- Неисправность в электрической части автомобиля. Это могут быть проблемы в проводке, предохранителе, реле или замке зажигания. Данные причины возникают редко.
Схема устройства
Первые два пункта проверить самому — не составит особого труда. А для более углубленной диагностики может потребоваться помощь специалиста. Если получилось так, что по результатам диагностики все в порядке — тогда проблема может быть в том, что стартер просто отслужил свое и его пора менять. Хотя само изделие не имеет четких эксплуатационных границ, в зависимости от интенсивности использования срок его службы может сокращаться.
Демонтаж изделия
Стартер располагается за правым колесом в районе раздаточной коробки, головки болтов находятся ближе к двигателю и расположены один над другим. Болты крепления стартера являются частью болтов крепления колокола коробки и их шляпки смотрят в сторону задка машины. Подлезть сверху не получится никакими ключами, поэтому придется лезть в яму. Для того, чтобы снять стартер на УАЗ Патриот вам потребуются следующие инструменты:
- Отвертка плоская и крестовая.
- Гаечные ключи на 14, 13 и 8. При откручивании болтов крепления (2 болта) удобнее использовать головку с трещеткой.
- Съемник стопорных колец (если планируется полная разборка).
Перед снятием необходимо полностью обесточить автомобиль, отсоединив минусовую клемму аккумулятора. Далее, необходимо проделать следующие действия:
- Оттянуть резиновый чехол и открутить гайку, которая выполняет роль клеммы питания втягивающего реле. Снять клемму со шпильки.
- Отвернуть гайку крепления клеммы плюс питания стартера.
- Отвернуть нижний и верхний болт крепления устройства. Для откручивания верхнего болта придется использовать «трещетку», обычным ключом к нему не подобраться.
Установка изделия осуществляется в порядке, обратном снятию.
Надо ли менять?
Если стартер поломался — не спешите его сразу выкидывать. Для начала нужно проверить исправность втягивающего реле, проблема может быть в окислении контактов, тогда их достаточно просто почистить. Для проверки втягивающего подсоедините напрямую клеммы «+» и «—» аккумулятора к втягивающему реле так, как показано не рисунке:
Обязательно отсоедините белый провод от контактного болта
Если замкнуть цепь — якорь втягивающего реле должен заменто втянуться. Если этого не происходит, придется заменить втягивающее реле на исправное, оно является составной частью стартера и может меняться отдельно. Для замены втягивающего открутите два болта крепления с торцевой части устройства.
Как проверить реле замка зажигания УАЗ Хантер
Если вам нужно проверить работу реле замка зажигания в вашем УАЗ Хантере, то вам понадобится мультиметр и немного времени. Начните с того, чтобы переключить зажигание на позицию «On». При этом вы должны услышать, как реле замка зажигания щелкает. Если щелчков нет, значит, реле не работает, и его нужно заменить.
Если начинать замену реле замка зажигания без предварительной проверки, вы рискуете потратить много времени и денег, чтобы выяснить, что проблема была в неисправном устройстве. Конечно, существует риск, что проблема с замком зажигания установлена неправильно и необходимо выяснить первопричины его неисправности.
Помимо проверки зажигания, сводите ведущие провода к выходам реле, которые находятся на стороне основного транспортного средства. Если провода надежно подключены к реле и замка зажигания, проверьте рабочее напряжение, используя мультиметр в сопротивлении вашей батареи.
- Устанавливайте вольтметр в режиме измерения постоянного напряжения.
- Определите напряжение проводов в режиме «Off».
- Переключите зажигание в режим «On».
- Определите напряжение проводов в режиме «On». Напряжение должно быть постоянным и равным напряжению вашей батареи.
- Если напряжение отличается, подключите другую батарею к своему транспортному средству, выполняя проверки.
Повторите эту процедуру, сравнивая ожидаемое напряжение с точным значением на каждом проводе. Если напряжение соответствует ожидаемому, тогда ваша система замка зажигания работает должным образом. Если нет, то проблема должна быть где-то в системе замка зажигания. В любом случае, владельцам УАЗ Хантеров предлагается найденные ими проблемы решать у сертифицированных мастеров в автосервисе, чтобы обработать их правильно и надежно.
Почему стартер не прокручивается?
Стартер — это устройство, предназначенное для запуска двигателя автомобиля. Неправильная работа стартера может оказаться серьезной проблемой, приводящей к невозможности запустить автомобиль. Одной из наиболее частых причин непрокручивания стартера является проблема с реле, которое управляет его работой.
Реле стартера — это электромагнитное устройство, которое переключает высокий ток от аккумулятора к стартеру, позволяя ему начать вращение. Если реле не работает должным образом, стартер может остаться неподвижным.
Вот несколько распространенных причин, почему стартер не прокручивается:
- Обрыв провода. Самая распространенная причина непрокручивания стартера — обрыв провода, подключающего реле к стартеру. Если провод оборван или поврежден, электрический ток не сможет достигнуть стартера, что приводит к его неработоспособности.
- Разряд аккумулятора. Если аккумулятор разряжен или имеет недостаточное напряжение, стартер может не прокручиваться. Проверьте заряд аккумулятора при помощи вольтметра или обратитесь к специалисту для проведения диагностики.
- Коррозия контактов. Коррозия на контактах между реле и стартером может препятствовать передаче электрического тока, что приводит к непрокручиванию стартера. Очистите контакты от коррозии и убедитесь, что они чистые и хорошо подключены.
- Поломка реле стартера. Если реле стартера вышло из строя, оно может перестать функционировать, что приведет к непрокручиванию стартера. В этом случае потребуется замена реле.
- Проблемы с замком зажигания. Если замок зажигания неисправен или поврежден, это может привести к некорректной работе стартера. Попробуйте повернуть ключ в замке несколько раз или обратитесь к специалисту для замены замка зажигания.
Если у вас возникла проблема с непрокручиванием стартера, рекомендуется обратиться к квалифицированному автослесарю или электрику для проверки и ремонта системы стартера и реле. Помните, что неправильная работа стартера может привести к поломке двигателя или другим серьезным последствиям. Не пытайтесь решать проблему самостоятельно, если у вас нет соответствующих навыков и опыта.
Полезные советы по замене реле стартера УАЗ Хантер дизель
Замена реле стартера в УАЗ Хантере дизель является достаточно простой процедурой, которую можно выполнить своими руками без необходимости обращаться к сервисному центру. В этой статье мы поделимся полезными советами, которые помогут вам справиться с этой задачей.
Совет 1: Зарядите аккумулятор
Перед началом работы убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен
Это важно, потому что нехватка заряда может привести к проблемам с запуском двигателя после замены реле стартера
Совет 2: Отключите аккумулятор
Перед тем, как приступить к замене реле стартера, необходимо отключить аккумулятор. Для этого откройте капот и отсоедините клеммы аккумулятора, начиная с отрицательного полюса. Это предотвратит возможные короткое замыкание и повреждение электрической системы автомобиля.
Совет 3: Расположение реле стартера
В УАЗ Хантере дизель реле стартера находится в моторном отсеке, рядом с аккумулятором. Оно обычно закреплено на кронштейне или на корпусе генератора. Реле имеет несколько проводов, подключенных к нему, а также клемму питания от аккумулятора.
Совет 4: Правильная маркировка проводов
Перед тем, как отсоединить провода от реле стартера, рекомендуется сделать маркировку для того, чтобы потом было проще подключить их обратно. Можно использовать наклейки или отметки на проводах, указывающие их порядок подключения.
Совет 5: Проверка нового реле
Прежде чем установить новое реле стартера, рекомендуется проверить его работоспособность. Для этого можно использовать мультиметр, чтобы убедиться, что оно правильно соединяется и передает электрический сигнал.
Совет 6: Установка нового реле
После проверки нового реле и отсоединения старого, можно приступить к его установке. Установите новое реле на место старого, подсоедините провода в том же порядке, как они были отмечены. Затяните крепежные болты, чтобы реле было надежно зафиксировано.
Совет 7: Подключите аккумулятор
После установки нового реле стартера не забудьте подключить аккумулятор. Соедините клеммы аккумулятора, начиная с положительного полюса. Убедитесь, что клеммы крепятся плотно и надежно.
Совет 8: Проверьте работу
После всех предыдущих шагов проверьте работу реле стартера, попытавшись запустить двигатель автомобиля. Если двигатель запускается без проблем, вы успешно заменили реле стартера.
Помните, что замена реле стартера может потребовать технических навыков и определенного инструмента. Если вы не уверены в своих способностях, лучше обратиться к специалистам.
Как отремонтировать стартер автомобиля УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519
Снятие стартера как описано в предыдущей статье
Открутить гайку крепления провода питания к тяговому реле с ключ на 13 и отсоединить наконечник провода
Открутить два винта крепления тягового реле с помощью отвертки и снять тяговое реле
Снятие сердечника со штангой
Открутить два винта крепления крышки
Поддеваем отверткой, снимаем стопорное полукольцо и снимаем шайбу
Ключом откручиваем две гайки крепления на 10 и снимаем заднюю крышку
Сдвигаем корпус со шпилек
Ключом откручиваем гайку на 10 и отверткой откручиваем ось рычага
Снимаем изоляционные трубки со шпилек
Снятие анкера с передней крышки
Упираем ось якоря в деревянный брус, через накидной ключ на 13 сбиваем упорную втулку
Поддеваем ее отверткой и снимаем пружинное кольцо
Снимаем упорную втулку и привод в сборе (бендикс) и промежуточная опора из якоря
Омметром проверяем отсутствие замыкания обмоток статора на корпус
На исправном статоре сопротивление будет приближаться к бесконечности
Дефекты обмоток якоря определяются визуально – места коротких замыканий или пробоев на «массе» чернеют.
Коллектор не должен иметь следов прогара и сильного износа.
Перед сборкой удаляем угольную пыль с корпуса и щеткодержателя сжатым воздухом.
Стартер собираем в обратной последовательности, смазывая втулки и детали привода тонким слоем смазки ФИОЛ-1 или моторного масла.
Надеваем упорную втулку на вал так, чтобы конусная канавка была обращена в сторону канавки под пружинное кольцо
Далее ставим на место пружинное кольцо, напрессовываем на него втулку ударом молотка через ключ «на 14» или напрессовываем раздвижными пассатижами
Собрав стартер, подаем +12 В с аккумулятора на вывод обмотки тягового реле, а «минус» к корпусу
Измеряем штангенциркулем зазор между ведущей шестерней и упорной втулкой
Вращаем отверткой ось рычага и устанавливаем зазор 3- 5 мм
Затяните гайку оси рычага и отсоедините провода
Измеряем расстояние от торца ведущей шестерни до посадочной плоскости стартера, которое должно быть не более 34 мм
При необходимости повторяем регулировку
Замена реле включения стартера
Отсоединить минусовую клемму аккумулятора
Под капотом крестовой отверткой открутить винт крепления реле к перегородке моторного отсека
Винт дополнительно крепит наконечник провода «массы»
Маркируем провода, подходящие к реле
Снимаем наконечники проводов с клемм реле
Подключаем провода к новому реле и крепим его к панели кузова
Как проверять
Сначала проверяется тягущее реле. Потом устройство разбирается для дальнейшего осмотра элементов, расположенных внутри. Чаще остальных из строя выходят — щётки, бендикс, втулки.
Тяговое реле
Проверяется на снятом стартере, подключённом к аккумуляторной батарее. Последняя должна априори быть заряжённой на 90-100 процентов.
- Сначала минус АКБ подключается к верхней клемме реле, а плюс — на нижнюю клемму. Втягивающее должно втянуться — иначе, есть проблема.
- Второй способ проверки. К соединению основного питания стартера подключается плюс от АКБ, а минус — проводится на корпус. Опять же тягущее реле должно плавно втянуться.
Если этого не происходит, тяговое реле нужно заменить. Кроме того, якорь детали обязан «ходить» свободно, без заеданий. Контактные болты не должны быть окислены, заржавлены, загрязнены. Всё это надо тщательно отшлифовать мелкой шкуркой. Омметром проверяются также контактные пятаки устройства. Если они подгорели, не действуют, следует их заменить или перевернуть.
Разборка
Дальше проводится полная разборка стартера:
- отворачивается гайка крепления многожильной косы, соединяющей втягивающее реле с электродвигателем;
- скидывается шина;
- выворачиваются крепления реле к стартеру;
- вытаскивается пружина;
- вынимается якорь — сначала надо слегка приподнять, чтобы петля снялась с рычага;
- снимается задняя крышка стартера — сначала вытаскиваются шайбы, затем выворачиваются стяжные болты корпуса;
- вытягивается дистанционная шайба с якорного вала;
- вынимается щёточный узел;
- отделяются корпус с шиной и щётки;
- снимается другая крышка, со стороны привода, вместе с редуктором;
- сбивается ограничительное кольцо, затем разжимается стопорная шайба;
- после этого вытаскивается бендикс;
- разбирается редукторный механизм.
Теперь нужно продолжить диагностику.
Проверка деталей электродвигателя
В первую очередь осматриваются шестерни редукторного механизма, затем щётки — они нуждаются в замене, если размер их меньше 3,5 мм. Кроме того, угольки должны легко, без заеданий «ходить» в своих направляющих.
Обязательно проверяется состояние якорного коллектора — если на нём имеются следы подгорания, загрязнения или риски, деталь нужно отшлифовать мелкой стеклянной абразивной бумагой. Если повреждения (неровности) значительны, между пластинами выступает слюда, коллектор протачивается на токарном станке, после чего — шлифуется.
Важно не забыть проверить надёжность пайки выводов катушки по сторонам якоря. Кроме того, ротор не должен задевать статор. Если это так, надо заменить подшипники вала
Если это так, надо заменить подшипники вала.
Сложнее всего тестировать обмотки. Это делается обычно контрольной лампой на 220 вольт. Напряжение подводится к пластине коллектора и сердечнику якоря. Если индикатор горит — есть проблемное замыкание, скорее всего — на «массу».
Проверка бендикса сводится к проворачиванию шестерни в обе стороны. Вращаться муфта должна только в одну — по часовой стрелке. Против часового движения крутиться бендикс не должен, иначе его надо заменить.
Осмотр привода должен подтвердить, что деталь свободно, без заеданий перемещается по шлицам вала. Привод нуждается в замене, если сильно изношен, повреждён. Об этом свидетельствуют забоины и другие следы износа.
Втулки — элементы, в которых вращаются валы. Их тоже следует проверять в обязательном порядке. Расположены они в крышках и опорах. При наличии следов износа — раковины, задиры, забоины — втулки меняются по отдельности или вместе с крышками. Также последние заменяются, если на них обнаружены трещины.
Статор — обмотка или магнитный стакан. Представляет собой медные провода, намотанные овальными кольцами (в стартерах нового образца — их функцию выполняют магниты). На статоре не должно иметься повреждённых участков — следов задевания якоря.
Проверяются в итоге и заменяются при необходимости:
- статор;
- крышки и втулки;
- привод с бендиксом;
- обмотки;
- коллектор;
- щётки.
Основные неисправности стартера УАЗ-469
Что делать, если при включении стартера якорь не вращается.
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Нарушен контакт щеток с коллектором | Снимите стартер с двигателя, разберите его и устраните причину неисправности |
Отсутствует контакт в выключателе тягового реле стартера |
Отсоедините провода от стартера, снимите крышку выключателя с клеммами. Если контакты подгорели, зачистите их. Сильно подгоревшие контакты поверните на 180° вокруг их оси |
Обрыв соединений внутри стартера или в тяговом реле | Отремонтируйте стартер в мастерской |
Отсутствует надежный контакт в выключателе зажигания на клемме «С» |
Проверьте цепь с помощью контрольной лампы, присоединенной к клемме «С» и «массе». При отсутствии напряжения на клемме «С» в положении, соответствующем включению стартера, выключатель зажигания замените |
Оборвана обмотка или подгорели контакты в дополнительном реле |
Проверьте цепь с помощью контрольной лампы. Лампа, соединенная с клеммой «К» дополнительного реле и «массой», должна загораться при включении стартера. Если лампа не горит, то разберите реле, зачистите контакты |
Заедает якорь во втулке катушки электромагнита | Очистите от грязи якорь, реле и втулку. При наличии смещения тягового реле относительно рычага стартера отремонтируйте в мастерской |
Что делать, если при включении стартера коленчатый вал двигателя не вращается или
вращается с малой частотой вращения.
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея | Проверьте батарею и при необходимости замените |
Короткое замыкание якоря или катушек возбуждения или касание якоря за полюсы | Устраните замыкание или отправьте стартер в мастерскую для ремонта |
Туго проворачивается коленчатый вал двигателя | В зимнее время года прогрейте двигатель |
Нарушена цепь питания стартера вследствие слабой затяжки наконечников проводов | Осмотрите всю цепь питания стартера, подтяните все зажимы |
Сильно изношены подшипники | Направьте стартер для ремонта в мастерскую |
Что делать, если при включении вал стартера вращается с большой частотой вращения, но не проворачивает коленчатый вал двигателя.
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Поломаны зубья венца маховика | Смените венец |
Пробуксовывает роликовая муфта свободного хода | Смените привод стартера |
Что делать, если при включении стартера слышен повторяющийся сильный стук тягового реле и
шестерни о венец, коленчатый вал двигателя при этом не проворачивается.
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Отсутствует надежный контакт в зажимах, особенно у аккумуляторной батареи | Проверьте и подтяните болты зажимов |
Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея | Проверьте и подзарядите аккумуляторную батарею или замените ее |
Неисправна удерживающая обмотка тягового реле или плохой контакт ее с «массой» | Замените обмотку или обеспечьте надежный контакт обмотки |
Что делать, если после пуска двигателя стартер не выключается.
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Заедает привод на валу якоря | Разберите стартер и устраните причину заедания |
Спекание контактов выключателя тягового реле или дополнительного реле | Устраните неисправность или замените реле новыми |
Что делать, если происходит самовключение стартера при движении автомобиля.
Вероятная причина неисправности | Способ устранения |
Заедает запорная часть выключателя зажигания | Замените выключатель зажигания |
Система освещения, световой и звуковой сигнализации УАЗ-469
Метки: уаз
Комментарии 54
Выше предлагали проводок от коммутатора с клеммы Д отцепить от трамблёра и поконтачить им на массу (предварительно вместо ВВ провода воткнуть в катушку кусок проволоки и расположить его в 5-7 мм от массы) при включенном зажигании — искра есть? С собой всегда имеет смысл иметь _проверенные_ крышку трамблёра, бегунок, датчик трамблёра, коммутатор и катушку.
Надо попробовать так
как успехи, камрад? выбрался? что было?
притащили меня )))) после этого и не как не дойду до него потому что работа до поздна задерживает
как успехи, камрад? выбрался? что было?
я грешу на комутатор, хотя он новый стоит
Сейчас херню скажу, но иногда очевидное и не замечаем… в порядке внезапносдохшего. Предохранители. Масса. Вв провода. Залил.
предохранители целые я смотрел
А вы не возите с собой запасной коммутатор? Они бывают накрываются, особенно если масса плохая .
вот чего чего а не вожу, теперь буду с собой пол гаража брать запчастей))))
У меня ещё на жигулях ,31-го декабря при выезде из магазина, прямо на повороте сгорает коммутатор, во сюрприз. Вот с тех пор и вожу .
Пробник есть? Все по пунктам расскажу
Провод из трамблёра центральный выдерни, прислони к мотору на 0.5см, крутни стартером, искра если есть смотри бегунок, если нет, пробуй перемкнуть сопротивление
первым же делом и попробывал центральным проводом на массу и мскры нету. а вот сопротивления перемкнуть это что куда тыкать я в электрике не очень шарю.
Коробочка на фото, спираль внутри, при запуске двигателя питание на катушку идёт с замка, стартер отпускаешь, питание идёт через сопротивление, что понижает нагрузку на катушку.
Недавно было такое. Причина 100%: подгорели контакты на контактной группе. Т.е. когда снимаешь крышку трамблера ты увидишь контакты(2 шт). Вот они и подгорели. Чисткой не исправишь, только замена(проверено).
Когда крутишь стартером хлопки есть? Идет искра? Схватывает? Или совсем глухо?
Воткни свечной провод в катушку и проверь есть ли искра . Если есть смотри бегунок трамблера.
искры нету я так пробовал
Проверь трамблер. Проводок к нему сбоку крепится, бывает откручивается.
Стоит на месте прикручен
Он может и стоять, да контакта нет. На одной изоляции висеть.
Проверь плюс на катушке если нет то вариатор, есть ли на нем плюс от зажигания, проверь плюс на коммутаторе, если есть то взять вывод Д потыкать на массу, при этом высоковльтный с катушки поднести к массе, выдернув его из распределителя. Если есть, то датчик в трамблере кончился, если нет то коммутатор. ЗЫ на практике по поломкам, чаще всего вариатор, потом коммутатор, реже трамблер, и ещё реже катушка.
+ есть и там и там
Проверь плюс на катушке если нет то вариатор, есть ли на нем плюс от зажигания, проверь плюс на коммутаторе, если есть то взять вывод Д потыкать на массу, при этом высоковльтный с катушки поднести к массе, выдернув его из распределителя. Если есть, то датчик в трамблере кончился, если нет то коммутатор. ЗЫ на практике по поломкам, чаще всего вариатор, потом коммутатор, реже трамблер, и ещё реже катушка.
А какой датчикдатчик в трамблере кончился
тонкий проводок идет к трамблеру, прикручен сбоку, вот его открутить и потыкать на массу, если с катушки с центрального есть искра, то датчик кончился в трамблере.
А какой датчикдатчик в трамблере кончился
центральный выдернуть из трамблера и держать на расстоянии от массы в 1-2 мм
А какой датчикдатчик в трамблере кончился
Если провод от трамблера отходит один—то это контактный трамблер. Стерлась пимпочка на контакте и он не отжимается. Смотри контакт. Было такое.
Неисправности
Выявить неисправности тягового реле не так уж и сложно. Следует отметить, что срабатывание его сопровождается щелчком – это результат втягивания якоря, и введение в зацепление шестерни.
При провороте ключа этот щелчок хорошо слышно. Так, отсутствие щелчка может указывать на обрыв в катушках, отсутствие питания, заедание якоря в одном положении.
Если же при повороте ключа зажигания щелчок слышен, но сам стартер не запускается или запускается, но крутиться очень медленно, это может сигнализировать о подгорании контактных пластин.
Продолжение работы стартера после запуска силовой установки будет сопровождаться характерным жужжанием.
Возможно, что якорь заклинило во втянутом положении, и он не может вернуться обратно, поэтому держит шестерню бендикса в зацеплении и продолжает замыкать контактные пластины.
Выводы
Автомобиль УАЗ 469 зарекомендовал себя достаточно надежным внедорожным транспортным средством многоцелевого использования. Гражданское население активно задействует его в своих целях еще и благодаря тому, что его можно обслуживать своими руками, используя заводскую документацию и советы мастеров.
Электрооборудование автомобилей УАЗ-31512, УАЗ-31514 и УАЗ-31519 выполнено по однопроводной схеме. Отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с кузовом и остальными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода. Бортовая сеть постоянного тока, с номинальным напряжением 12 Вольт. Защита электрических цепей организована через блок предохранителей.
Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный выключатель зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства с замком. При неработающем двигателе все потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя – от переменного тока со встроенным выпрямительным блоком. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.
При работе двигателя на холостом ходу, частота вращения ротора генератора и, соответственно, отдаваемый ток недостаточны для обеспечения электропитания мощных потребителей, таких как фары, стеклоочиститель, электровентилятор , аварийная сигнализация. В таком режиме аккумуляторная батарея будет разряжаться.
Для защиты электрических цепей наружного освещения автомобиля от перегрузки применен биметаллический предохранитель 29.3722 или подобный, который установлен под панелью приборов слева. Три плавких предохранителя по 10 Ампер установлены в блоке предохранителей ПР103, закрепленном на перегородке моторного отсека. Они защищают:
№ 1 – цепи контрольных приборов; № 2 – цепи указателей поворота; № 3 – цепи аварийной сигнализации и звукового сигнала.
Предохранитель № 1 расположен ближе к правому борту автомобиля. Цепь питания электродвигателя вентилятора отопителя защищена плавким предохранителем с номинальной силой тока 6 Ампер. Предохранитель закреплен на жгуте проводов рядом с выключателем отопителя. Автомобили УАЗ-31512, УАЗ-31514 и УАЗ-31519 могут быть оборудованы и другими дополнительными предохранителями, в зависимости от комплектации.
Цепи под напряжением проверяются и амперметром. Вольтметр подключается параллельно проверяемому устройству или участку цепи. Предел измерений 0–15 или 0–25 Вольт постоянного тока. Отрицательный провод (щуп) соединяется с массой, положительный – с потребителями или источниками тока. По падению напряжения можно определить неисправность питающей цепи — обрыв, окисление контактов и тому подобное, а также короткое замыкание в потребителе.
Для проверки цепей под напряжением также можно использовать контрольную лампу мощностью не более 3–4 Вт, рассчитанную на напряжение 12 Вольт, например лампу АМН12-3, используемую в панели приборов.
Амперметр должен иметь верхний предел измерений не менее 10 Ампер постоянного тока, а также защиту от перегрузки. Амперметр соединяем последовательно с проверяемым устройством. Плюс прибора подсоединяется к источнику тока, а минус – к плюсу потребителя. Если ток меньше требуемого, то неисправна электрическая цепь, а если больше – произошло замыкание в потребителе.
У стартера УАЗ крутящий момент не превышает 1,6 кгс/м, а номинальная мощность равняется 1,7 кВт. На вале якоря есть муфта и приводная шестерня. Первый элемент передает крутящий момент в одном направлении — от рассматриваемого устройства к мотору.